Рок-группа Машинка Ракова - русский рок

Ритм. Часть II (метроном).


Итак, метроном.

Говорить о ритме без метронома смысла нет, и обзавестись таковым придется, без него никак. Конечно, если у вас уже есть гитарный процессор, то вполне вероятно, что функции метронома реализованы в нем, а может и еще лучше – небольшая такая, мини драм-машина - функционал, который воспроизводит набор наиболее популярных ритмических рисунков ударных. Может быть, последнее для нашего брата даже лучше чем метроном, я имею в виду тех, кто нацелен на популярный (рок-, поп- репертуар). Лично у меня, хотя и есть неплохая полнофункциональная драм-машина, я все равно довольно часто пользуюсь метрономом, который купил еще раньше, и, в общем-то, не жалею. Пользоваться метрономом в домашних условиях гораздо удобнее, особенно когда тебя постоянно гоняют с “твоей” гитарой из зала на кухню, из кухни в ванную, из ванной сами знаете куда. И вообще, дома удобней пользоваться акустической гитарой, конечно, этот вариант вам не подходит, если вы уже достаточно хорошо владеете инструментом, сами придумываете соло и ищете «свой звук», но тогда и эта статья вам ни к чему, потому что все описанные здесь проблемы вы  уже давно преодолели и оставили позади.

Так вот, у Korg, я знаю точно, есть довольно удобная штука метрономчик такой MM-1, называется (что-то типа Metronom Micro или Micro Metronom).

Korg MM-1

Он ушной, то есть вставляется прямо в ухо. Был у меня такой, я его маэстро Гарику продал, после того как он его сломал. Если вам такой попадет в руки, то знайте, что бы заменить в нем батарейку, разбирать его не нужно, а то Гарик раскрутил все шурупчики, а после того как все обратно собрал, то половина сегментов на индикаторе показывать перестала. У него (у метронома) есть такой выступчик небольшой прямо в наушнике в самом под мембраной, его ногтем цепляете и выдвигаете такую круглую платформу с таблеткой. Так вот, метроном этот хоть и удобен на первый взгляд: маленький (фактически как один наушник-вкладыш с кнопочками и малюсеньким сегментным индикатором) и невесомый, но есть у него один существенный недостаток – это сам звук (тембр), тикает он так, что его плохо слышно за гитарой, хоть он и в ухе торчит. Дело в том, что тембр его с гитарой сливается (маскИруется, как некоторые умники говорят). Так что я вам его покупать не советую. А, вот еще вспомнил – у него громкость не регулируется.

Более удачный вариант  –  Korg MA-30. Хотя не такой компактный и звук у него тоже довольно дебильный – цокает что та игра «Ну, погоди» (made in USSR), но слышно хорошо и громкость можно отрегулировать и разъем для наушников есть, точнее для одного, потому шта мона, так ша втарой у вас цокать ни будит. Можно правда джек до конца не втыкать, тогда оба цокают. Еще отрицательный момент – в наушниках громкость фактически не регулируется, т.е. такая вещь происходит: крутишь колесико в сторону уменьшения, а громкость остается на том же уровне, а потом хлоп и вообще резко пропадает.

Метроном Korg MA-30
Метроном Korg MA-30
Метроном Korg MA-30
Метроном Korg MA-30

Теперь о хорошем. Диапазон темпа от 40 до 208 ударов в минуту, впрочем, крайние и близкие к ним значения мне, слава Богу, ни разу не понадобились. Впрочем, если вам все-таки нужен темп 220, то вы можете просто поставить 110 и выделить в качестве сильной не каждую 4-ю, а каждую 2-ю долю.  Ну, есть еще такая полезная функция как Tap-Tempo для определения и подбора темпа, в этом режиме вы нажимаете кнопочку Tap в такт с воспроизводимым треком, а метроном вам показывает количество ударов в минуту, и таким образом вы определяете темп, с которым исполняется данная вещь. Можно так же обозначить сильную долю, выделив каждый 2, 3, и т.д. до 7 удар, так же есть возможность воспроизводить триоли и еще какие-то сложные ритмические рисунки с паузами, надеюсь, мне это никогда не понадобится. Как я уже говорил, наше дело 4/4, так что выделяем каждый 4 бит (удар), он-то как раз и будет первым, и не заморачиваемся. Возможности сменить тембр звука нет, но зато можно выделить каждый 1 бит и тогда все удары будут звучать другим тембром (тем который обозначает сильную долю), но выделить сильную долю в этом случае вы не сможете. Также можно ничего не выделять, в этом случае нужно установить значение «0». Есть и еще одно удобство - это воспроизведение всех 12 нот с шагом в полтона, что существенно облегчит настройку музыкального инструмента (и не только гитары), причем эти ноты поддаются калибровке в диапазоне 413 – 445 Гц (Ля). В отличие от тюнера Korg CA-30 (если кто сталкивался) у метронома сзади есть откидывающаяся подставочка, с помощью которой ему можно придать удобное наклонно-вертикальное положение без каких-либо дополнительных приспособлений. Питание – 2 батарейки AAA (мизинцы), которых хватит на пару лет, и еще есть дырочка для шнурка как на мобильном телефоне, так что можете одеть на шею, и пусть народ в маршрутке с ума сходит, гадая, что это за новый гаджет такой?

Возможно, это не самое лучшее (во всяком случае, я указал недостатки), просто я пишу о том, что держал в руках, и так сказать, пользовал. Видел еще как-то в магазине девайс 2 в 1 от Fender (MT-1000): тюнер + метроном, могу только сказать, что по цене он примерно в 1,5 раза дороже чем две коробки от Korg. Fender MT-1000 стоит примерно 3 200 – 3 500 руб., а Korg MA-30 (метроном) 1100 – 1200 руб., Korg CA-30 (хроматический тюнер) 800 – 900 руб.

Ну, и конечно, необходимо отметить, что тот, кто обладает компьютером (а если вы читаете этот текст, то компьютер у вас наверняка есть), обладает всем. Метроном есть в любом музыкальном редакторе, а также за 5 минут можно без особого труда набросать в MIDI простейший «туф-тышь» из 3 тактов + сбивка и повторить этот квадрат сколько нужно раз или даже просто зациклить. Если же вы используете отдельную программу-метроном (а есть и такие), то опасайтесь следующего: время между ударами может «плавать» едва заметно, конечно, но все равно. Просто я сам столкнулся с подобным, не помню, как называлась программа, помню только, что она выводила звук прямо на спикер (т.е. без участия звуковой карты), думаю, что если бы в ней был задействован MIDI-интерфейс, то такой ситуации не возникло.

Хотел было уже прерваться, но еще скажу пару слов, просто набрел на одну интересную мысль в сети. Люди обсуждали на форуме Korg MM-1 (ушной метроном) и говорили, конечно, о том, что он абсолютно не пригоден для ударника и высказывали такие соображения, что вполне можно использовать mp3-плеер с хорошими наушниками (это для ударников, для гитариста и обычные сойдут) и просто закачивать в него заранее подготовленные треки ударных. От себя добавлю, что треки можно сделать из лупов в любом музыкальном редакторе, который позволяет менять скорость воспроизведения лупа без изменения тональности, например Sound Forge. Можно также набросать партию ударных в MIDI и просто переписать в WAV, если звуковая карта поддерживает режим Full Duplex (это значит, что она может одновременно воспроизводить и записывать то, что воспроизводит), или можно направить MIDI-трек в синтезатор или драм-машину и также записать (это даже еще лучше, конечно, если у вас хороший синтезатор).  Идея, в общем-то, нормальная (я и сам поначалу просто записывал лупы, какие находил в Интернете, на кассету), но минусы очевидны: нужно подготовить достаточно большое количество треков с разным темпом (если с шагом в 1 бит, то 208 – 40 = 168 треков), не говоря уже о разных ритмических рисунках, и самое главное их еще нужно сделать (треки), хотя ничего особенно сложного в этом нет, но все равно займет какое-то время. И конечно вы будете лишены той оперативности, с какой можно задать нужный темп в метрономе.

Что касается обычных, «классических» механических метрономов, то имхо, эта тема уже не актуальна, во-первых, стОят дорого (2 500 – 5 000 руб.), во-вторых, естественно, меньшая надежность и функциональность, хотя справедливости ради, например, Seiko SPM-320 позволяет и сильные доли выделять (2, 3, 4, 6) и диапазон изменения темпа шире: 35 – 250 ударов в минуту, еще они зачастую то красным деревом отделаны, то еще что-нибудь в этом роде. В общем, эти штуки для любителей курительных трубок, сигар и дорогих зажигалок, но мы то с вами не извращенцы, верно?

Извините, щас пойду чайку налью и продолжим…


A | Am | A7 | Am7 | B | Bm | B7 | Bm7 | H | Hm | H7 | Hm7 | C | Cm | C7 | Cm7
D | Dm | D7 | Dm7 | E | Em | E7 | Em7 | F | Fm | F7 | Fm7 | G | Gm | G7 | Gm7
пропадая пропадом
где-когда ни попадя
и в удобном кресле
и на лобном месте
 
на последнем сроке
на пустой дороге
на толчке в сортире
в собственной квартире
 
в неприглядном виде
лёжа или сидя
стоя на коленях
и в иное время
 
каждый привыкает
либо умирает
за медаль и орден
на войне и в спорте
 
за попытку к бегству
за растрату средств и
подвиг и измену
за любую цену
 
вопреки и кроме
до последней крови
в прорези прицела
в частности и целом
 
в шаге и в моменте
на кресте и в ленте
ни души ни тела
никому нет дела
 
кто на чём помешан
кто висит повешен
всё везде кривое
и нигде покоя
------
Алексей Крыса