Рок-группа Машинка Ракова - русский рок

Поговорим о ритме. Часть I (Самоучитель игры на гитаре, бой).


Конечно, логичнее было бы начать не с этого, но иногда некоторые вещи лучше делать так, как они сами получаются.

Я не супер-гитарист и скорее даже совсем не гитарист, но кое-чем могу поделиться. И для новичков это кое-что может оказаться весьма полезным. Надеюсь, что с моей скромной помощью им придется немного легче в преодолении тех трудностей, с которыми в свое время пришлось столкнуться мне самому.

Я не люблю слово «бой», поэтому давайте сразу договоримся называть исполняемый гитаристом ритмический рисунок - «ритм», по-моему, так звучит лучше.

В Нете можно найти множество текстов песен с аккордами в том числе и на этом сайте, но к сожалению, все они лишены одной очень важной составляющей – ритмического рисунка. Аккорды-то (гармония) есть, но как играть? Еще сложнее с песнями, в которых плохо прослушивается или напрочь отсутствует ритм-гитара. Что делать в этом случае? Да просто брать гитару и играть вместе с песней, пытаясь самостоятельно подобрать подходящий ритмический рисунок. Что бы было легче, нужно попытаться выделить инструмент или инструменты, которые больше других участвуют в формировании ритмического рисунка композиции (ударные, бас и ритм-гитара, если таковая имеется) и попытаться подстроиться под них. При этом не делайте музыку слишком громкой - вы должны слышать свою гитару, а то может получиться так, что вы будете прекрасно петь под аккомпанемент CD, и вам будет казаться, что все получается, но когда вы в полной тишине заиграете «подобранный» вами ритм, то окажется, что под него очень трудно петь.

Что делать если играть вместе с CD просто не получается, вы начинаете снова и снова, но уже на третьем такте куда-то съезжаете и все поперек? Во-первых, стучите ли вы ногой? Стучать нужно обязательно, но не просто стучать. Многие начинающие музыканты отстукивают ногой тот же ритмический рисунок что и рукой – это неправильно. Так как большинство популярных песен имеют размер 4/4 (не будем пока рассматривать более сложные случаи), то вот их то (четверти или доли) и нужно отсчитывать. Ритм, который вы играете, как правило, состоит или из одного повторяющегося рисунка, который укладывается в такт, либо из двух - каждый по такту. Так вот, в этот коротенький рисунок длиной в такт должно укладываться четыре удара ногой. Время между ударами должно быть одинаковое, т.е. удары должны быть распределены по такту равномерно. Сначала играйте ритм не спеша, настолько медленно, что бы у вас получалось ровно стучать ногой независимо от того как и что играет ваша правая рука. Для начала забудьте о гармонии (аккордах) и вообще о песне, которую вы пытались выучить, просто играйте один аккорд и стучите ногой. Попробуйте так же пропускать один удар ногой и стучать только в сильную долю, это вам понадобится позже, когда вы будете играть ритмы с высоким темпом, в такой ситуации не очень удобно отсчитывать все четыре доли ногой, так как приходится стучать часто и быстро и это отвлекает и нога устает. Сильная доля в вашем ритмическом рисунке это обычно та, с которой вы начинаете играть, ну и вообще в этот удар вы вкладываете больше силы. Доли в такте чередуются: сильная, слабая, сильная, слабая и т.д. Честно говоря, для меня это был очень трудный момент, себя нужно как бы переломить, нога упорно не хочет двигаться независимо от руки, и в этом отношении я всегда восхищался ударниками, у них, по-моему, все части тела могут двигаться независимо от других.

Далее, ритм-секция (ударные и бас) задает темп и ритм. Ритм - это ритмический рисунок, а темп - это скорость, с которой он воспроизводится, не путайте. Ударные и бас это своего рода полотно (ударные) и грунт (бас) на которые ложатся все остальные краски. Самый простой ритмический рисунок ударных, который знает и может воспроизвести любой, даже не имеющий никакого отношения к музыке человек, это «туф-тыш, туф-тыш», и как раз вот этот «туф-тыш» 2 раза, это и есть такт. Послушайте диско, например, «Мираж», там как говорится, везде такая «песня», без особых заморочек и очень со вкусом, я считаю. Обязательно послушайте просто без гитары, постучите ногой, пробуйте чередовать ноги, т.е. один удар левой, другой правой, попробуйте чередовать ногу и руку - один удар ногой, другой рукой. Теперь внимание, «туф» - это бочка или большой барабан или бас-барабан или kick, он такой большой круглый, на котором обычно название группы написано, типа The Каты, а «тыш» - это рабочий или snare или малый барабан. Иногда бывает так, что бочку - «туф», трудно выделить из общей мешанины звуков, конечно, если ее убрать, то вы сразу же поймете, что чего-то нет, как будто землю из под ног «выдернули», которую вы раньше не замечали, а так она (бочка) зачастую звучит как-то не очень заметно, не всегда, конечно, нет. В маршрутке, например, бочка почти всегда хорошо прослушивается, там, по-моему, вообще из всей песни пассажиры только и слышат что ударные да бас, вот где начинаешь понимать все эти вещи по-настоящему. Короче, бочка - это то, что бьет из колонок прямо в грудь и на этот «туф» приходится сильная доля такта.

В ударе рабочего («тыш») больше высоких частот, поэтому он звучит сухо и всегда хорошо прослушивается, звучит он ярко так, четко, выделяется. На него еще часто для красоты ревер вешают, т.е. обрабатывают извлекаемый звук ревербератором и он как бы с легким таким эхом разносится по помещению и на мгновение как будто повисает в воздухе, впрочем, это мои личные ощущения, которые могут вас только запутать. Главное то, что на этот «тыш» приходится слабая доля такта (опять же с небольшой оговоркой – в большинстве случаев), а ведь кажется, что в этот «тыш» ударник вкладывает всю силу, красиво так вкладывает с оттяжечкой такой. Но, тем не менее это слабая доля, хотя народ на концертах зачастую хлопает вместе с рабочим. А всему виной эта синкопа дурацкая, т.е. как раз смещение сильных долей в сторону слабых или, как еще говорят “слабая доля доминирует”, и в современной музыке это повсеместное явление. Но не нужно особо грузиться по этому поводу, главное вы должны играть так, что бы сильная доля в вашем ритмическом рисунке приходилась на бочку - «туф», но это не самое сложное и если вы не начали свое обучение с каких-нибудь экстремальных и экзотических стилей, то все должно получиться само собой.

Подытожим. Когда вы научитесь ровно играть ритм и отсчитывать доли ногой, то попробуйте… поиграть с метрономом. Но об этом в следующей части.


A | Am | A7 | Am7 | B | Bm | B7 | Bm7 | H | Hm | H7 | Hm7 | C | Cm | C7 | Cm7
D | Dm | D7 | Dm7 | E | Em | E7 | Em7 | F | Fm | F7 | Fm7 | G | Gm | G7 | Gm7
пропадая пропадом
где-когда ни попадя
и в удобном кресле
и на лобном месте
 
на последнем сроке
на пустой дороге
на толчке в сортире
в собственной квартире
 
в неприглядном виде
лёжа или сидя
стоя на коленях
и в иное время
 
каждый привыкает
либо умирает
за медаль и орден
на войне и в спорте
 
за попытку к бегству
за растрату средств и
подвиг и измену
за любую цену
 
вопреки и кроме
до последней крови
в прорези прицела
в частности и целом
 
в шаге и в моменте
на кресте и в ленте
ни души ни тела
никому нет дела
 
кто на чём помешан
кто висит повешен
всё везде кривое
и нигде покоя
------
Алексей Крыса