Рок-группа Машинка Ракова - русский рок

Настраиваем гитару или зачем гитаристу тюнер?


Первая же проблема, которая встает перед начинающим гитаристом - это настройка гитары, и для того что бы ее настроить, к сожалению, недостаточно просто знать какой ноте должно соответствовать звучание каждой открытой струны, или то что вторая струна, зажатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с первой и т.п., нет, тут нужно еще и слухом обладать. Это совсем не означает, что если у вас нет слуха, то не стоит и начинать или, как говорят, браться не за свое дело. Слух, а здесь идет речь о музыкальном слухе, так вот, музыкальный слух - ни что иное как результат продолжительных тренировок, и то, что опытные музыканты могут без проблем что-то определить на слух подобрать или настроить, говорит лишь о том, что они достаточно много тренировались. Их музыкальный слух нечто вроде хорошо прокачанных мышц у атлета. И это, конечно, доступно каждому, нужно лишь тренироваться для чего существуют специальные упражнения, но это тема отдельной статьи, а пока вернемся к настройке нашего инструмента, то бишь гитары. Так вот, как же ее родимую настроить, не обладая на текущий момент достаточно тренированным музыкальным слухом. Помниться, уже достаточно давно, когда я сам столкнулся с подобной проблемой, мой друг открыл мне секрет (кто физику учил - поймет): две струны, звучащие в унисон – это ни что иное как две колебательные системы, обладающие одинаковой частотой собственных колебаний, следовательно, они должны вступать в резонанс. Возьмите настроенную гитару и убедитесь сами. Особенно хорошо это видно на басовых струнах, поэтому зажмите, например, струну Ля на пятом ладу и интенсивно извлеките из нее звук несколько раз, и вы увидите, что струна Ре тоже пришла в движение. Я когда это узнал - не было предела моему счастью. «Ну все», - думал я: «Теперь попрет»… Не поперло…

Все кто не приходили ко мне (из тех кто более или менее умел извлекать какие-то звуки) говорили, что гитара у меня расстроена… Правда, справедливости ради, нужно сказать, что и гитара та была… просто дрова, извините за небольшое лирическое отступление, не могу удержаться, это нужно сказать, дабы отвести других от моих личных грабель, а таковых у меня предостаточно. Так вот, встречаются такие инструменты, которые просто невозможно настроить. О, моя первая гитара: «Я не забуду тебя никогда-а-а…» (не я сказал). Это было творение какой-то махачкалинской мебельной фабрики, о-о, она была сделана из фанеры и, по-моему, не очень ровно распиленного черенка от лопаты. Нет, маме конечно огромное спасибо, она сделала для меня очень много, купив этот «инструмент», и я говорю это без иронии, потому что в Советском Союзе начала перестроечного периода не было ничего или, во всяком случае, ничего лучше. Короче, даже за этим стояла очередь, и дрова сии разошлись довольно быстро. Кроме того, что у нее был поведенный гриф, очень высокий верхний порожек, а струны дребезжали на всех ладах, была и еще одна замечательная особенность – колки. О-о, это не «Grover», это гораздо круче! У них была такая особенность: весь это червячно-шестиренчатый механизм обладал большим зазором и крайне плохим зацеплением, поэтому колок либо входил в клинч [может кто видел у старых советских гитар на колках отсутствуют, собственно, пластмассовые ручки-маховички, это от того, что они слишком туго крутятся, правда, настоящих мастеров такая ерунда не останавливает, и они продолжают настраивать свои гитары с помощью плоскогубцев], либо при достаточно сильном натяжении струны срывался, отпуская ее (струну) на расстояние одного зубца. Короче, вы поняли. Так вот, я это говорю, потому что бытует мнение, типа для начала сойдет то, что есть… ну хоть что-то. Нет, хоть что-то не сойдет. Инструмент должен быть хорошим с самого начала. Конечно, не Sunburst, но обычная добротная корейская гитара, каких полно в специализированных магазинах, вполне сгодиться. Так ладно, пора возвращаться, еще пару слов и сразу к основной теме. Гитара эта потом еще долго пылилась на шкафу, пока я не отнес ее к мусорным бакам. И зря… Нужно было хотя бы разбить ее что ли, отломать гриф, я не знаю… У баков ее не было уже через 5 минут. Так вот, если вдруг она к вам попадет, будьте осторожны, у нее еще две наклейки на деке возле нижнего порожка «Черепашки-ниндзя». Не получилось бы так, что я своим необдуманным поступком напрочь отбил желание играть у будущего Сеговии или Пейджа?

Ну ладно, идем значит, дальше. В чем недостаток такого способа настройки? (Назовем его условно «Резонанс».) А просто не получается настроить достаточно точно, тем более, что не обладая тренированным слухом вы не можете себя проверить, сыграв, например, аккорд. А колебание струн, вступающих в резонанс, наблюдается, на самом деле, при довольно значительном смещении частот, и в итоге, инструмент звучит «грязно».

Есть еще вариант. Если ваш сосед известный, ну или скажем, просто хороший (как вам кажется) музыкант, вы можете время от времени (хотя гитару нужно настраивать перед каждым занятием или исполнением) ходить к нему в гости со своей «девочкой», что бы он ее немного приласкал, а потом приносить ее домой, ставить или класть в самое недоступное место, строго-настрого запретив кому-либо даже бросать на нее взгляд, не говоря уже о чем-то большем.

Ну, а самый лучший вариант – это тюнер для настройки музыкальных инструментов. Тюнер – это, собственно, такой прибор, оснащенный дисплеем или механической стрелкой или светодиодной шкалой или комбинацией из выше перечисленного, которые сигнализируют, что извлекаемый звук соответствует такой-то ноте и насколько точно, собственно говоря, соответствует. Натягивая или отпуская струну, вы просто добиваетесь того, что бы стрелка заняла нужно положение (обычно вертикальное) или загорелся центральный светодиод. Такая настройка очень точна, во-первых, благодаря прибору, а во-вторых, настраивая каждую струну независимо, вы избегаете той ситуации, когда настраивая каждую последующую струну по предыдущей к концу настройки у вас накапливается довольно значительная погрешность.

Те же известные всем производители музыкальных инструментов выпускают, собственно, и тюнеры. Это Yamaha, BOSS, Korg, Casio и другие. Кроме того, тюнер может быть встроен в другое устройство, например, в гитарный процессор или совмещен еще с чем-то, так встречаются, например, тюнер и метроном в одном корпусе. Поэтому если у вас электро, то вы наверняка или уже приобрели или думали о приобретении гитарного процессора, и в этом случае выбор в пользу тюнера фактически сделан.

Есть и еще один промежуточный вариант – это компьютер + звуковая карта + микрофон + Soft. Если настраиваете электрогитару, то микрофон, соответственно, не нужен. Программную реализацию тюнера сейчас можно встретить практически в любом музыкальном редакторе, в частности, в небезызвестном Sonar Cakewalk.

SONAR Cakewalk - Tuner

Вполне симпатичненькое такое окошко, а подключается он как эффект к аудиотреку (правой клавишей над полем подключаемых к треку эффектов: Аудиоэффекты – Cakewalk - Tuner).

SONAR Cakewalk - Tuner

Есть также и множество других, в том числе бесплатных, программных реализаций тюнеров, которые можно без труда найти в Нете, совмещающих в себе также и другие дополнительные функции, например, метроном.

Если вам по каким-либо причинам не подходят перечисленные выше варианты, то остается купить коробочку стоимостью где-то в районе 20 – 40$, что на мой взгляд является лучшим вариантом, и вот почему: компактно, удобно, не тормозит, не виснет, всегда под рукой, легко можно взять с собой куда угодно, в том числе и на репетицию. Кстати тюнер нужен не только начинающим музыкантам, он также незаменим при записи и на репетициях. И даже опытные музыканты, а среди моих знакомых такие к счастью есть, признаются, что да… тюнер это вещь! И какая экономия времени на репетиции, особенно если у вас нет своей базы, и в спину, что называется, дышат другие люди с гитарами и уже разматывают свои шнуры, а вы только-только отстроились. Хотя, как я уже говорил, с наплывом множества недорогих и функциональных гитарных процессоров, последняя проблема возникает, наверно, достаточно редко.

Теперь поговорим конкретно, что такого, собственно, может или должно быть в тюнере? Во-первых, необходимо сразу отметить, что тюнер может быть гитарным и хроматическим. Что это значит? А просто гитарный тюнер – это упрощенный вариант, который «слышит» только те ноты, которые соответствуют звучанию открытых струн гитары, т.е. E (Ми), A (Ля), D (Ре), G (Соль), H (Си) и опять же E (Ми). Таким образом, настраиваемую струну он определяем либо автоматически, либо ему нужно помочь, нажав кнопочку, а дальше только крути и следи за стрелкой или светодиодной шкалой. В чем минус? А минус в том, что вы не сможете определить насколько хорошо «строит» ваша гитара, вы не сможете извлечь, например, любую ноту на любой струне в любой позиции и проверить ее с помощью тюнера, а сможете проверить только те ноты, которые, как я уже говорил, «слышит тюнер». Недостаток второй это то, что вы не сможете (или во всяком случае с этим могут быть проблемы), например, опустить строй на полтона или использовать альтернативный строй. Недостаток третий – нельзя, или во всяком случае проблематично, настроить какой-либо другой инструмент. Маленькое примечание: для настройки бас-гитары никакой особенный тюнер не требуется. Лично у меня тюнер хроматический и я ни разу не пожалел, что отдал лишние 3$ (речь идет о Korg CA-30). Так же хроматический тюнер не вызывает каких-либо особых трудностей при настройке гитары, он просто показывает ближайшую ноту к той, которая «извлекается» в данный момент из настраиваемой струны. Один раз, правда, я так задумался, что проскочил нужную ноту и в итоге порвал струну, гитарный тюнер, конечно, показал бы, что я забрался слишком высоко.

Далее, что еще можно сказать о тюнере? Конечно лучше, если он будет оснащен и микрофоном и входом для подключения джека, что бы можно было настроить и акустическую и электрогитару. В CA-30 есть еще такая особенная вещь, которой я правда ни разу не пользовался, но она может кому-то пригодиться – это калибровка. Калибровка означает, что шкалу тюнера можно сдвигать в диапазоне 410 – 480 Гц (нота Ля первой октавы обычно соответствует 440 Гц) с шагом в 1 Гц. Это может быть полезным в том случае, когда вы подстраиваете гитару под другой инструмент, который настроен так, что Ля, например, соответствует частоте 435 Гц. Можно, конечно, засечь насколько центов стрелка отклоняется от вертикального положения и также настроить гитару, но высокой точности настройки вы при этом, скорее всего, не добьетесь.

Еще CA-30 может воспроизводить все 12 нот от С1 (До 1-й октавы) до С2 (До 2-й октавы) с шагом в полтона, частота которых так же может быть откалибрована, что позволяет настроить инструмент на слух, но это на любителя (неплохая, кстати, тренировка). Он оснащен ЖК дисплеем, который довольно натурально имитирует механическую стрелку и тремя светодиодами, которые в общем-то не очень нужны, разве что при плохом освещении. Питается от двух батареек AAA (мизинцы), которых хватает на долгие годы. Задняя крышка, к сожалению, не оборудована никакой выдвигающейся подставочкой, что бы тюнеру можно было придать более или менее «стоячее» положение, но зато есть щель, в которую можно вставить пластиковую карту и вся эта конструкция будет стоять довольно устойчиво. (Не забудьте только потом где-нибудь свой тюнер вместе с круглой суммой денег, которая была на вашей карточке.) Еще один недостаток - задняя крышка открывается крайне плохо, благо делать этого почти не приходиться, но каждый раз это вызывает у меня страх, сейчас что-то треснет… впрочем, пока не треснуло.

Korg CA-30 chromatic tuner



Korg CA-30 chromatic tuner

Вот собственно и все, по-моему это вся функциональность, которая может быть реализована в тюнере данного ценового диапазона. Немного смахивает на рекламу, но это не так, тем более что данная модель скорее всего уже снята с производства. Я просто хотел сказать, что тюнер может существенно облегчить жизнь новичку (да и не только), а настраивать гитару на слух вы все равно научитесь, конечно, если будете регулярно заниматься. Ну что ж, кажется, статья получилось неплохая, как вы считаете? Вообще-то я графоман, если честно…


A | Am | A7 | Am7 | B | Bm | B7 | Bm7 | H | Hm | H7 | Hm7 | C | Cm | C7 | Cm7
D | Dm | D7 | Dm7 | E | Em | E7 | Em7 | F | Fm | F7 | Fm7 | G | Gm | G7 | Gm7
пропадая пропадом
где-когда ни попадя
и в удобном кресле
и на лобном месте
 
на последнем сроке
на пустой дороге
на толчке в сортире
в собственной квартире
 
в неприглядном виде
лёжа или сидя
стоя на коленях
и в иное время
 
каждый привыкает
либо умирает
за медаль и орден
на войне и в спорте
 
за попытку к бегству
за растрату средств и
подвиг и измену
за любую цену
 
вопреки и кроме
до последней крови
в прорези прицела
в частности и целом
 
в шаге и в моменте
на кресте и в ленте
ни души ни тела
никому нет дела
 
кто на чём помешан
кто висит повешен
всё везде кривое
и нигде покоя
------
Алексей Крыса